Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая ребёнку различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
способствует овладению навыками мелкой моторики;
помогает развивать речь;
повышает работоспособность головного мозга;
развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
развивает тактильную чувствительность;
снимает тревожность.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Предлагаем вашему вниманию некоторые игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми мы занимаемся в детском саду.
Моя семья
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)
Капуста
Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
Как же быть без хруста
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим…(щепотками)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)
Большая стирка
Буду маме помогать, буду сам бельё стирать(трём кулачки друг о друга)
Мыло мылю я носочки(провести кулачком по ладони)
Крепко трутся кулачки(трём кулачки друг о друга)
Сполосну носки я ловко(двигать кистями рук вправо-влево)
И повешу на верёвку.(поднять руки вверх и согнуть кисти)
Помощники
Посмотрите из муки испекли мы пирожки(изобразить лепку пирожков)
Валюше две сушки(сделать сушки и большого и указательного пальцев)
Ванюшке две сушки(большой и средний пальцы)
Андрюшке две сушки(большой и безымянный пальцы)
Артёмке две сушки(большой и мизинчики)
Ну а Аньке баранку(изобразить из двух рук баранку)
Ну а мамочке любимой вот такой пирог с малиной!(руки в стороны)
Приглашение
На поляне дом стоит(дом из ладошек)
Ну а к дому путь закрыт(ворота из ладоней)
Мы ворота открываем в этот домик приглашаем.(открываем ворота и показываем дом)
Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки,из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,веселит своих зайчат(шевелить указательным и средним пальцами,изображая зайку)
Очки
Бабушка очки надела и внучонка разглядела(очки из большого и указательного пальцев)
Шарик
Надуваем быстро шарик, он становится большой(соединяем кончики всех пальцев и надуваем шар)
Вдруг шар лопнул,воздух вышел, стал он тонкий и худой.
Гномики
Жили были гномики(показать пальцами маленьких человечков)
В расчудесном домике(дом)
Папа гном дрова рубил(изобразить рубку дров на ладоне)
Гномик сын их в дом носил.
Мама гном суп варила(изобразить помешивание супа)
Дочка гном его солила(солим)
Гном бабуля носки вязала(указательными пальцами вязать спицами)
Гном дедуля окошко открывал(изобразить открывание окна)
И всех в гости приглашал!
Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице, в очереди и т.д.
Также детям для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
«Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
Организуйте игры с пластилином, тестом.
Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).
Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
Запускайте пальцами мелкие волчки.
Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
Режьте ножницами.
Дорогие Родители! Вызывайте положительные эмоции у ребенка!!!!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.
Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении.
Большое спасибо за активное участие!