МБДОУ "Детский сад №236"

Необходимость формирования навыков самообслуживания и трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.

       В свою очередь, в условиях детского сада мы продолжаем учить детей:

– одеваться и раздеваться самостоятельно и с помощью друг друга,

– закрепляем навыки аккуратного складывания вещей в шкафчике, соблюдать в нём порядок,

– учим детей содержать одежду в порядке,

– закрепляем умения детей убирать игровые уголки, сервировки стола, подготовки места для занятий.

– закрепляем навыки ухода за комнатными растениями

     Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему этому, упражнять в практической деятельности, пока ребёнок сможет обслуживать себя сам.

     Обучая ребёнка первым элементарным трудовым действиям, мы имеем возможность воспитывать такое важное качество, как самостоятельность. Но помогать ребёнку следует так, чтобы он не почувствовал своего неумения, чтобы у него не пропало ощущение того, что он сам выполняет какую-либо операцию.

         В процессе обучения взрослому крайне важно встать в позицию помощника, а не обслуживающего, опекающего. Объяснять и советовать надо в меру, чтобы осталось место для собственной инициативы детей. Нужно стараться научить проверять их самих себя: хорошо ли они выполняют обязанности по самообслуживанию, выполняют ли требования взрослого. И такая позиция должна сохраняться на протяжении всего дошкольного возраста.

     Исходя из бытовых условий, в каждой семье можно найти трудовые поручения,   которые будут выполняться. Предложить ребёнку:                                                                       поливать домашние растения, заготавливая заранее воду, кормить котёнка, мыть его миску после еды, подходить к телефону, накрывать на стол и переносить после обеда посуду в мойку, мыть чайную посуду, ежедневно отрывать листок календаря, сушить варежки после прогулки и т.д. Все эти дела кажутся незначительными, но они постоянны и позволяют ребёнку почувствовать свои обязанности.

       В быту нередко возникает необходимость потрудиться (испачкал игрушку, рассыпал мусор, накрошил) – задача научить детей исправлять свою оплошность, не допуская проявления равнодушия ко всякого рода случаям нарушения порядка.

 К сожалению, в семье нередко недооценивается воспитательное влияние привлечения ребёнка в помощь взрослым. Так, мама готовит обед, а на просьбу ребёнка чем-либо помочь отвечает: «Иди лучше поиграй! Ты ещё наработаешься!». Папа чистит пылесосом ковёр, но не позволяет сыну подержать шланг: «Некогда мне тут с тобой возиться!» и т.д. У дошкольника может сложиться представление, что домашние работы – это удел взрослых.

    Хозяйственно-бытовой труд создаёт большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать беспорядок и по собственной инициативе включаться в его устранение. Трудовое воспитание является необходимым, важным условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитываемые с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • уполномправа реб
  • пнпо
  • барнаул
  • право
  • сервер гв
  • развитие детства
  • нокро
  • осовак
  • горлин
  • профсоюз
  • инфосистемы
  • тел доверия полиции
  • акиац
  • спас-экстрим
  • дети онлайн
  • элуслобр
  • мои документы
  • надзор обр
  • минпросв
  • акипкро
  • госуслуги
  • Министерство образования и науки Алт
  • фскн россии
  • контент