«Наша Родина – Это место, страна в которой ты родился».
Во все времена, и в наше время особенно, очень важна и актуальна проблема пробуждения нравственности и патриотизма у детей.
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.
Для детей дошкольного возраста воспитание патриотизма и первых чувств гражданственности является воспитание любви к малой Родине. Это, то место, где ты счастлив, где живут твои самые родные и близкие люди, это, прежде всего место, где ты родился. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота свое Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Работая в этом направлении нами был создан центр Наш край, объединяющий в себе следующие разделы: «Алтайский край вчера и сегодня», «Село мое Власиха», «Гуляя по городу Барнаулу», представлены фотографии прошлых лет и современности города, края, села, жителями которого являются наши воспитанники, созданы альбомы «Дома вчера и сегодня», «Во что играли наши деды», «Как строили дома» и т.п.
Используя эти фотографии и альбомы в повседневной жизни, дети имеют возможность сравнивать, анализировать, узнавать историю, исследовать , что расширяет познавательную активность, кругозор детей, мышление, ,коммуникативные навыки.
В центре созданы макеты города, села, где дети выступают в роли архитекторов, разрабатывая свои варианты городов, улиц, что развивает их воображение, способствует более эффективной социализации, становлению культуры поведения.
В центре представлены куклы в народных костюмах ( мужской и женский), что позволяет детям познакомится с одеждой русского народа, рассмотреть колорит костюма, сравнить и вычленить особенности праздничной и будничной одежды, девичьей и женской и т.д. Также куклы в национальных костюмах позволяют детям обрести представление не только о своем национальном костюме, но и о костюмах других наций.
В нашем центре дети знакомятся и с героями Руси, ведь русский эпос богат богатырями, поэтому в центре присутствуют атрибуты военной тематики: это кукла в военном костюме, военные корабли, альбомы военной тематики(содержащие военную технику, памятники находящиеся в городе, селе).
Совместная деятельность с детьми планируется согласно тематическому плану. Занятие по плану построены так, что мы сочетаем и художественное слово, и изображение, что способствует более яркому, наглядному, и образному восприятию тем занятий, дети свободно высказывают свои мысли, делятся впечатлениями, а главное у них развивается чувство сопричастности к родному дому, краю, городу, что является основой патриотического воспитания.
Мы активно взаимодействуем с родителями. Стало хорошей традицией устраивать выставки, посвященные знаменитым датам Алтайского края, города, села. Проводим встречи с интересными людьми: которые познакомят детей с различными видами кораблей, начиная от плота, заканчивая военным кораблем. с достопримичательностью города, с традиционным костюмом .
Совместно с родителями были созданы военные костюмы времен Второй мировой войны, народные костюмы, в которых дети ежегодно выступают на районных, городских, международных фестивалях, посвященных 23 февраля, 9мая, фольклорных фестивалях.
Вместе готовим атрибуты к выступлениям: сумка медсестры, ящики для патронов, котелок, солдатская гармонь и др.
Дети учатся чтить память погибших солдат, помнить об их подвигах, узнают свою культуру, традиции, обычаи.
Патриотическое воспитание юного гражданина – проблема настолько сложная, тонкая и глубокая, что лишь при активном взаимодействии с семьями воспитанников , использование разнообразных форм сотрудничества возможно нахождение эффективных способов ее решения.